Методика расчета эффективности

Обучение - процесс длительный. Всё равно проблема выявления эффективности обучения остается актуальной даже после системной перестройки учебного процесса. К примеру, не совсем ясно, какой ученик может считаться успешным, с помощью какой системы лучше оценивать успешность обучения школьника.

Сохраняется подмена таких понятий, как "успешность обучения", с одной стороны, и "успеваемость", с другой. А ведь они неравнозначны. Поэтому после всестороннего анализа всевозможной психолого-педагогической литературы разработана методика расчета эффективности, предоставляется возможность сделать выводы. 

Итак, успеваемость - это степень совпадения запланированных результатов с реальной результативностью учебной деятельности. Более ёмким понятием становится успешность обучения. Его составляющими выступают:

  • внешняя оценка учителями;
  • эффективность применяемых педагогами методик;
  • отношение родителей к успехам ребенка;
  • удовлетворенность самих школьников не только достигнутыми результатами, но и непосредственно учебным процессом.

Значит, успешным будет считаться школьник, преодолевший в процессе обучения собственный страх, растерянность, затруднения, неорганизованность. У такого ученика появляется удовлетворенность собой, как личностью. Он убежден, что поступает в разных ситуациях правильно.

Ученик может получать отличные оценки. При этом он представляет собой тревожного, измученного нормативными требованиями, пытающегося оправдать ожидания окружающих несчастного ребенка. Успешным такой школьник считаться никак не может. Учеба его не радует, а результаты не удовлетворяют. То есть отсутствуют опоры успешности.

Методики, позволяющие оценивать успешность, пока только разрабатываются. Все учитываемые критерии условно разделяют на психологические и педагогические. Ученик должен научиться демонстрировать свои способности к усваиванию нужных ему образовательных программ, которые предлагаются школой. Также он должен уметь демонстрировать обретенные знания и навыки.